Бутырская И.Б. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:50
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Бутырская И.Б.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Бутырская И.Б.

Симферополь, РФ, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», кафедра общей гигиены и экологии

 

PHYSICAL TRAINING AS AN ELEMENT OF PUPILS’ HEALTH STRENGTHENING IN CONDITIONS OF INTENSIVE MENTAL WORKLOAD

Butyrskaia I.B.

Simferopol, RF, Medical academy named after S. Georgievsky CFU named after V. Vernadsky, department of general hygiene and ecology

 

      Проблема адаптации организма учащихся различного возраста к условиям внешней среды и укрепление их здоровья – одна из главных на протяжении последних лет. Вклад в разработку этих научных проблем внесен трудами многих авторов [1, 2, 3, 4, 7]. Общим выводом этих исследований является то, что адаптация к внешним условиям есть процесс непрерывный, продолжающийся в течение всего времени пребывания ученика среди внешних условий.

     Показано, что недосыпание и сниженная двигательная активность у школьников вызывают развитие десинхроноза [4]. Авторами установлено [1, 8], что удовлетворительный уровень адаптации характеризуется стойким уровнем функционирования физиологических систем.

     Наиболее перспективным нам представляется комплексное внедрение медико-профилактических, психолого-педагогических и организационно-методических мероприятий, позволяющих в комплексе решать проблемы влияния внешних условий на учащихся. Новые подходы к восстановлению здоровья детей и подростков предусматривают глубокую диагностику физического состояния организма подростка, лечебные и реабилитационные мероприятия с использованием достижений медицинской науки и практики. В соответствии с изложенными выше методологическими подходами, нами разработан комплекс мероприятий по профилактике отклонений состояния здоровья учащихся средних и старших классов школ с интенсивной интеллектуальной нагрузкой. Не вдаваясь в детали всего комплекса мероприятий, остановимся на проблеме регулирования физического воспитания.

     Для проведения гигиенического эксперимента с целью апробации медико-профилактических мероприятий были привлечены контингенты учащихся школ-интернатов Крыма с нестандартной программой обучения (всего 180 человек). В качестве методов контроля группового здоровья использовались оценка физического развития школьников, определение адаптационного показателя, умственной и физической работоспособности по общепринятым методикам, анализ медицинских карт. Полученные данные обработаны методом вариационной статистики.    

     Занятия физической культурой мы рекомендовали ставить на 3-4 уроках, по возможности во вторник и четверг. Необходимо чередовать «точные» предметы с гуманитарными.

     По данным экспериментальных физиолого-гигиенических исследований, в школах-интернатах у учащихся  7-10-х классов с разным двигательным режимом было вы­явлено положительное влияние 1-2-х дополнительных занятий физкультурой в неделю на работоспособность, статическую выносливость и формирование двигательных навыков школьников.

     Для обеспечения оптимальной двигательной активности (ДА) школь­ников продолжительность занятий со средними и значительными мышечны­ми нагрузками должна составлять не менее половины свободного времени. В целях интенсификации двигательной активности всех школьников необходимо развертывание широкой сети спортивных секций, клубов по общефизической подготовке в пределах возможностей учебных учреждений. В спортивные секции по общефизической подготовке следует прини­мать всех желающих детей и подростков независимо от их спортивных дан­ных. Основная цель занятий по общефизической подготовке в свободное время - способствовать развитию основных двигательных навыков и укреплению здоровья школьников.

     Занятия физической культурой и спортом оказывают общее укрепляющее воздействие на организм человека, повышают уровень его здоровья, способствуют увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют отказу от вредных привычек, а повышение уровня двигательных навыков существенно снижает риск травматизма. ДА есть сумма движений, выполняемая человеком в процессе жизнедеятельности. В подростковом возрасте ДА может быть условно разделена на 3 части: ДА во время физического воспитания, ДА во время общественно полезной деятельности  и спонтанная ДА в свободное время. На современном этапе гигиеническая норма ДА для подростков составляет 20-30 тыс. локомоций в сутки, что соответствует 3- 4,5 часам продолжительности двигательного компонента [5], хотя, по данным зарубежных авторов [6], энергетические потребности подростков имеют тенденцию к снижению, отражая преобладание сидячего образа жизни. Школьная гипокинезия имеет множество патогенных механизмов [8]. Этот феномен рассматривается как неблагоприятный в отношении укрепления здоровья и желательного развития функциональных систем подростка [2, 7].

     Основными формами физического воспитания в школах являются: гимнастика до уроков, физкультпаузы во время уроков, занятия физическими упражнениями в течение дня («подвижные перемены»), неорганизованный активный отдых на свежем воздухе, секции общей физической подготовки и спортивные секции во внеаудиторное время. Возрастные особенности подростков диктуют дифференцированное построение режима дня в старших классах. В частности, мы считаем и в этом согласны с мнением других авторов [4], что подвижные перемены  и физкультпаузы не обеспечивают в этом возрасте необходимой ДА, привносят в учебную дисциплину элемент дезорганизации и потому не являются методом выбора. Таким образом, основу физического воспитания учащихся старших классов в современной школе должны составлять утренняя гимнастика, организованные и неорганизованные занятия спортом, преимущественно в виде игровых ситуаций. По данным проведенного нами анкетирования, более 70% старших школьников предпочитают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол) традиционным формам проведения занятий. Хороший результат могли бы дать плавание, лыжи, велоспорт, однако их широкое внедрение ограничено климатическими условиями и соображениями безопасности.

     Следует помнить также о дозированности физических нагрузок, учитывая большое количество учащихся с миопией и с избыточной массой, которые относятся (при отсутствии грубых функциональных расстройств) к основной группе физкультуры [3]. Именно поэтому мы предложили в школах нового типа разбить время физического воспитания на несколько частей, где каждый учащийся может выбрать для себя индивидуальную нагрузку. Так, для учащихся с выявленными формами нарушений опорно-двигательного аппарата были рекомендованы дополнительные занятия физкультурой в специальных группах с введением элементов корригирующей гимнастики [2].   

     Практическая апробация профилактических мероприятий, разработанных в соответствии с региональными возможностями и дифференциально-диагностическим подходом, подтвердила их эффективность.

     Предложенная система физического воспитания и организации учебно-воспитательного процесса обеспечила увеличение среднесуточной двигательной активности, улучшение функционального состояния органов и систем, уменьшение частоты морфофункциональных отклонений.

     В таблице 1 приводятся результаты изучения эффективности предложенного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий для учащихся старших классов в экспериментальных и контрольных группах. Результаты оценивались в целом по экспериментальным группам и отдельно по возрастным группам (половые особенности не учитывались, т.к. существенных различий реакции большинства показателей по половому признаку не было выявлено, они были сходны). Результаты внедрения экспериментальных мероприятий учитывались в конце учебного года.

 Таблица 1

Сравнительные данные об эффективности комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий у учащихся старших классов***

Показатели

Танковская школа-интернат (n=90)

Керченский лицей искусств (n=90)

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Процент учащихся со средним уровнем физического развития, %

77,2±2,7

 

81,9±3,1

 

68,9±2,9

 

74,2±2,4

 

Количество гармонично развитых подростков, %

69,1±3,8

75,3±2,9

59,5±2,9

68,1±2,5

Адаптационный показатель, %:

-удовлетворительная

-напряженная

-неудовлетворительная

-срыв адаптации

 

78,9±3,9

13,3±3,4

5,4±1,5

2,4±0,5

 

83,4±4,6

11,2±2,8

4,2±0,6

1,2±0,31

 

71,7±2,9

19,3±2,7

5,5±1,3

3,5±0,7

 

76,5±3,1

16,9±1,8

4,2±0,9

2,4±0,6

Физическая работоспособность, вт

74,7±4,3

89,4±3,21

83,6±3,8

109,1±2,11

Скорость восприятия и переработки информации, бит /сек

5,26±0,7

6,26±0,6

4,9±0,8

5,73±0,7

Общая заболеваемость (в пересчете на 10000)

888,2

811,7

1054,7

953,7

Состав групп здоровья, %:

  • I
  • II
  • III

 

30,9

40,5

28,6

 

34,2

42,1

23,7

 

18,2

48,4

33,4

 

21,6

52,1

26,3

 

* - включая ниже среднего, выше среднего и высокий

1 – разница статистически достоверна (р<0,001), в остальных случаях р<0,05

 

     Наши данные показывают, что в результате внедрения в практику оздоровительно-профилактических мероприятий показатели коллективного здоровья улучшились. Так, количество подростков со средним уровнем физического развития увеличилось на 8,5%, с удовлетворительным – уменьшилось на 6,0%, а с неудовлетворительным - уменьшилось на 53,0%. Количество гармонично развитых подростков увеличилось в целом в обследованных контингентах на 10,3%.

     Физиологические реакции также усовершенствовались. Количество подростков с хорошей реакцией на дозированную физическую нагрузку увеличилось на 12,0%, с удовлетворительной реакцией – увеличилось на  6,4%, а с неудовлетворительными показателями реакции - уменьшилось на 62,9%. При этом количество подростков с удовлетворительным адаптационным показателем увеличилось на 5,2%, с напряженным уровнем адаптации – уменьшилось на 12,1%, с неудовлетворительным уровнем адаптации – уменьшилось на 21,6%, в состоянии срыва адаптации – уменьшилось на 37,2%. Показатели физической работоспособности также улучшились - увеличились в среднем на 19,7%.

     При сравнительном изучении показателей умственной работоспособности количество просмотренных знаков в течение учебного дня  увеличилось на 4,7%, а количество ошибок при этом уменьшилось на 33,4%. В целом показатели умственной работоспособности улучшились у 63% учащихся.

     Выкопировка даннях медицинских карт учащихся показала следующую закономерность: общая заболеваемость уменьшилась в среднем на 8,9%, заболевания щитовидной железы уменьшились на 21%, ожирение – на 15,6%, нейроциркуляторная дистония – на 16,6%, неврозы и неврозоподобные состояния – на 13,5%, заболевания сердечно-сосудистой системы – на 15,6%, хронический фарингосинусит – на 23,9%, хронический тонзиллит и аденоиды – на 28,1%, аллергический ринит – на 21,6%, хронический бронхит – на 12,6%, миопия – на 27,6%, болезни желудочно-кишечного тракта – на 26,5%, заболевания опорного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.) – на 26,0%.

     Количество подростков в I группе здоровья увеличилось на 13,3%, а в III группе уменьшилось на 16,9%.

     И последнее замечание, касающееся предложенных мероприятий. Очевидно, что по многим пунктам обследования сдвиги при внедрении предложений значительно эффективнее среди подростков, которые сменили характер обучения и проживания в связи с переходом на новую систему обучения. Мы считаем, что в школах-интернатах лицейного типа такие мероприятия особенно эффективны, хотя в целом они носят универсальный характер и могут быть использованы в любых учебно-воспитательных учреждениях.

      В целом характер изменений в возрастных группах показывает, что наибольшие изменения претерпевают показатели здоровья у подростков 14-15 лет, что связано, по-видимому, с нарушением адаптационных механизмов в связи с физиологическими процессами в организме и приходящимися на этот период стрессовыми ситуациями, связанными с воздействием средовых условий.

      Проведенные нами исследования свидетельствуют о высокой эффективности предложенного комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, которые могут применяться в любом периоде подросткового возраста и независимо от характера негативных действий внешней среды. Выявлены особенности реакций организмов старших школьников в зависимости от уровня интеллектуальной нагрузки.

Литература:

  1. Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и физического воспитания в школе / Поляев Б.А., Румянцев А.Г., Макарова Г.А., Виленская Т.Е. – М.: Советский спорт, 2008. – 240 с.
  2. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
  3. Гигиена физической культуры и спорта / Под ред. В.А. Маргазина О.Н. Семеновой. – СПб: Спецлит, 2010. – 192 с.
  4. Дубровский В.И. Экогигиена физической культуры и спорта / В.И. Дубровский, Ю.А. Рахманин, А.Н. Разумов. – М.: Владос, 2008. – 552 с.
  5. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 2000. – 160 с.
  6. Ревякина В.И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе / В.И. Ревякина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – Вып. № 1. – С. 127-130.
  7. Гордеева С.С. Социологический анализ физической культуры и здорового образа жизни лицеистов / С.С. Гордеева, С.Л. Панченко, В.Д. Паначев. - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – Вып. №1 - С. 85-90.
  8. Борисов В.В. Формирование физической культуры и культуры здорового образа жизни в современном образовательном пространстве / В.В. Борисов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып.31. – С. 31-34.

 

 

Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 62 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки