Федотов Д.М. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Федотов Д.М.

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Федотов Д.М.

Архангельск, Российская Федерация, Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова

 

Physiological and hygienic characteristics of amount of using gadgets by modern students

Fedotov D.M.

Arkhangelsk, Russia, Northern (Arctic) federal university

 

В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется реформа всех ступеней образования: начального, среднего и высшего. Она включает в себя переход к новым образовательным стандартам, согласно которым возрастает роль информационных технологий в учебном процессе. Особенно широко применение информационных технологий представлено в учебных заведениях высшего образования, где большинство заданий, выполняемых студентом, требует привлечения использования электронных устройств для поиска необходимой информации. В научной литературе представлены многочисленные данные о неблагоприятном влиянии работы с электронными устройствами на здоровье человека [4].

Известно, что обучение в ВУЗе связано с высоким уровнем функционального напряжения, вызванного в первую очередь интенсивными нервно-эмоциональными нагрузками на организм студентов [2]. В свою очередь состояние нервной системы является ведущим показателем, лимитирующим эффективность умственной работоспособности. Также имеются сведения о том, уровень тревожности непосредственно сказывается на успешности учебной деятельности, в том числе и при использовании различных электронных устройств [3]. Таким образом, целью нашего исследования явилось физиолого-гигиеническая характеристика определение объема использования гаджетов современными студентами с различным уровнем личностной тревожности.

В рамках исследования произведен опрос 138 человек (70 юношей, 68 девушек) 17-24 лет (19,6±1,6 лет). Оценка объема использования различных гаджетов осуществлялась с помощью анкеты, разработанной НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМ. Оценку уровня личностной тревожности осуществляли с помощью интегративного теста тревожности (ИТТ) [1]. Статистическую значимость различий для качественных данных оценивали с помощью χ2 Пирсона.

При оценке состояния личностной тревожности установлено, что 18, 7 % обследованных относились к группе с низким уровнем тревожности, 43,9 % имели средний уровень, 37,4 % - высокий.

Частота использования различных электронных устройств студентами представлена в таблице 1.

Таблица 1

Частота использования студентами различных гаджетов (%)

Электронное устройство

Уровень тревожности

Частота использования

р

Ежедневно

Не более 2 раз в неделю

Другое

Не использую

Персональный компьютер

Низкий

46,2

19,2

0,0

34,6

0,119

Средний

44,3

11,5

6,6

37,7

Высокий

44,2

11,5

19,2

25,0

Ноутбук

Низкий

61,5

3,8

3,8

30,8

0,114

Средний

68,9

9,8

3,3

18,0

Высокий

63,5

15,4

11,5

9,6

Планшетный компьютер

Низкий

15,4

3,0

0

80,8

0,388

Средний

18,0

11,5

9,8

60,7

Высокий

17,3

13,5

3,8

65,4

Электронная книга

Низкий

0,0

0,0

3,8

96,2

0,305

Средний

1,6

1,6

4,9

91,8

Высокий

1,9

9,6

7,7

80,8

Мобильный телефон

Низкий

         100,0

0,0

0,0

0,0

0,777

Средний

96,7

1,6

1,6

0,0

Высокий

98,1

1,9

0,0

0,0

Аудиоплеер

Низкий

7,7

7,7

0,0

84,6

0,285

Средний

16,4

9,8

6,6

67,2

Высокий

25,0

13,5

3,8

57,7

Таким образом, при анализе полученных данных нами не выявлено значимых различий частоты использования различных гаджетов в зависимости от уровня личностной тревожности.

Результаты оценки частоты возникновения жалоб при использовании электронных устройств студентами с различным уровнем личностной тревожности представлены в таблице 2. Установлено, что у студентов с высоким уровнем тревожности значимо выше частота возникновения таких жалоб как: головные боли (р=0,004), усталость глаз (р=0,004), расплывчатость изображения (р=0,002).

Таблица 2

Частота возникновения жалоб при использовании гаджетов (%)

Жалобы

Уровень личностной тревожности

р

Низкий

Средний

Высокий

Головные боли

7,7

13,6

34,6

0,004

Тяжесть в голове

7,7

18,6

23,1

0,250

Усталость глаз

46,2

59,3

80,8

0,004

Боли в области глаз

3,8

6,8

15,4

0,161

Расплывчатость изображения

7,7

10,2

32,7

0,002

Ощущение мелькания перед глазами

7,7

8,5

17,3

0,264

Ощущение песка в глазах

0,0

6,8

11,5

0,175

Усталость боль в спине

26,9

30,5

44,2

0,186

Усталость боль в шее

34,6

30,5

48,1

0,094

Шум, заложенность в ушах

15,4

10,2

19,2

0,115

 

Однако при оценке времени использовании электронных устройств до возникновения жалоб у студентов с различным уровнем личностной тревожности статистически значимых различий не установлено.

Частота возникновения различных ощущений при использовании гаджетов студентами представлена в таблице 3. Установлено, что для студентов с высоким уровнем личностной тревожности характерно значимо более высокая частота возникновения усталости (р=0,002).

Таблица 3

Ощущения при использовании различных гаджетов

Ощущения

Уровень личностной тревожности

р

Низкий

Средний

Высокий

Возбуждение

3,8

5,0

13,5

0,177

Интерес

19,2

20,0

40,4

0,032

Разочарование

3,8

8,3

19,2

0,078

Усталость

26,9

50,0

69,2

0,002

Плохое засыпание

7,7

13,3

26,9

0,058

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что юноши и девушек с высоким уровнем тревожности значимо не отличались от сверстников с нормальным и низким уровнями тревожности по частоте использования различных электронных устройств и времени возникновения жалоб. В тоже время установлена более частая встречаемость таких жалоб как головные боли, усталость глаз, расплывчатость изображения и ощущения общей усталости, которые в свою очередь могут рассматриваться как компоненты компьютерного зрительного синдрома.

Список литературы:

  1. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. СПб.:Изд. Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2005. 23 с.
  2. Зашихина В.В., Цыганок Т.В. Психофизиологические аспекты адаптации студентов вузов // Фундаментальные исследования. 2014. №2. С. 64-68.
  3. Хасанова Н.Н., Агиров А.Х., Силантьев М.Н., Филимонова Т.А Адаптационные изменения нервной системы студентов первого курса при работе на компьютере в условиях профилактических мероприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2014. № 3(142). С. 97-103.
  4. Ященко С.Г., Рыбалко С.Ю. Анализ влияния персональных компьютеров и мобильных телефонов на организм человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2012. С. 236-237.

 

Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 68 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки