Грицай Ю.В. , Темерева М.И - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Грицай Ю.В. , Темерева М.И

ОСВЕЩЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ КОМНАТ НА КАФЕДРАХ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЛОСОФИИ ГБОУ ВПО КГМУ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Грицай Ю.В. , Темерева М.И

Россия, Курск, Курский государственный медицинский университет,

Кафедра общей гигиены

 

Illumination of the rooms on the Departments of General Hygiene and Philosophy Kursk State Medical University and its influence on the performance of students

Gritsay J., Temereva M

Russian Federation, Kursk, Kursk State Medical University, The Department of general hygiene

В современном мире в системе образования крайне повышенное внимание уделяется охране учебного процесса, в том числе и безопасности рабочего места студента, так как его благоприятное состояние является главным условием и обязательным критерием эффективной учебной деятельности в высшей учебной школе. Лекционные аудитории, лаборатории и учебные комнаты являются основным местом проведения лекций, лабораторных и практических занятий соответственно. В них студенты проводят основную часть времени, поэтому и требования к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются крайне высокие. Всем известно, что состояние внутренней среды учебных комнат оказывает непосредственное влияние на общее состояние и работоспособность студентов, и несоблюдение предъявляемых гигиенических требований к освещенности этих помещений и нарушения воздушного режима ухудшают восприятие, усвоение и запоминание учебной информации.

Очень многие не отдают себе отчета в том, что чувство усталости формирующееся во время учебного процесса и слабая фокусировка зрения в большой степени зависит от освещенности помещения.

Неудовлетворительное освещение может искажать информацию, получаемую человеком посредством органа зрения, увеличивать вероятность снижения остроты зрения в период обучения, и кроме того, утомлять не только зрение, но и весь организм в целом, что отрицательно отражается на общем состоянии обучающихся и их центральной нервной системе. Соблюдение требований санитарных норм и правил к освещенности рабочих мест в учебных комнатах, лабораториях и лекционных аудиториях высших учебных учреждений является важным фактором для создания комфортных условий для органа зрения и общего состояния учащихся.

В результате изложенного выше сформулирована тема научной статьи: «Освещенность учебных комнат на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России и ее влияние на работоспособность студентов».

Объектом исследования являются факторы внутренней среды учебных комнат на кафедрах общей гигиены и философии в высшем учебном заведений ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России и их влияние на работоспособность студентов данного ВУЗа.

Предметом исследования является освещенность учебных комнат на кафедрах общей гигиены и философии, и ее влияние на показатели работоспособности студентов занимающихся в этих учебных комнатах.

Цель данной статьи – сравнить показатели освещенности в учебных комнатах на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России и сравнить полученные показатели с нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Гипотеза исследования состоит в том, что работоспособность студентов во время учебной деятельности увеличится, и будет более эффективной, когда в учебных комнатах созданы условия соответствующие санитарным правилам и нормам.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  • Провести замер освещённости в учебных комнатах на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России.
  • Провести анализ по полученным данным замеров освещенности в учебных комнатах на кафедрах общей гигиены и философии и сравнить их на соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
  • Провести исследование влияния сниженной освещенности на зрительную и умственную работоспособность студентов групп 28 и 29 III лечебного факультета ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России.
  • Разработать комплекс мероприятий по изменению и улучшению освещенности учебных комнат на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России для соответствия требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Для реализации первой задачи был проведен замер естественного и искусственного освещения в учебных комнатах на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России с использованием цифрового фотометра(люксметр-яркомер) мод. «ТКА-04/3». Относительная спектральная чувствительность прибора соответствует ГОСТ 8.332.

 

Для реализации второй задачи были произведены расчеты по полученным в результате замеров данным и сравнение их с данными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Для реализации третьей задачи был проведен эксперимент по скорости различения текста и количества допущенных ошибок в зависимости различного уровня освещенности.

Для реализации четвертой задачи были разработаны мероприятия по изменению и улучшению освещенности на кафедрах участвующих в исследовании для соответствия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

 

Расчет требуемой освещенности в разных аудиториях университета и ее соответствие нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» утвержденных 6 апреля 2003 г.

Входе данного исследования, нам необходимо определить оптимальное число светильников в учебных комнатах на кафедрах общей гигиены и философии ГБОУ ВПО КГМУ и равномерность освещения в них горизонтальной поверхности, которая определяется отношением расстояния между центрами светильников к высоте их подвеса над рабочей поверхностью. Так же, во время исследования, нами были произведены расчеты общего освещения, для определения необходимой освещенности. В соответствии с нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» общая освещенность должна равняться 300 лк.

Таблица 1. Показатели требуемой освещенности в разных учебных комнатах ГБОУ ВПО КГМУ.

Показатели

Кафедры

Кафедра гигиены

Кафедра философии

N- оптимальное количество светильников

6

9

Ф л. расч.- расчетный световой поток, лм

8735

8493

i-показатель помещения

1

3

η-коэффициент использования светового потока

0,28…0,46

0,37…0,62

P- потребляемая мощность, Вт

432

432

       

 

Исследование влияния пониженной освещенности на зрительную работоспособность студентов 28 и 29 групп III лечебного факультета ГБОУ ВПО КГМУ.

Для проведения эксперимента был взят широко применяемый в различных исследованиях буквенный тест - «таблицы Анфимова», где задача тестируемого может быть различной   – просмотреть все строчки таблицы (или сколько успеет за определенное время), подчеркнуть какую-либо заданную букву, за определенное время (обычно дают 2–3 минуты). При оценке измеряют объем работы (количество просмотренных строк) и количество допущенных ошибок за время отведенное на выполнения задания. Данный тест применяется как для выявления уровня умственной работоспособности человека, так и для проверки внимания.

Условия теста, в данном случае были усложнены.

Тестирования проводились у студентов 28 и 29 групп III лечебного факультета на кафедрах общей гигиены и философии в утреннее время.

Ход эксперимента был одинаков для двух групп:

1.                 Каждому участнику были выданы индивидуальные комплекты для работы (три печатных таблицы Анфимова шрифт Times New Roman 14)

2.                Необходимо за 2 минуты из просмотренных букв подчеркнуть И; К, В; А, А; С.

Задание усложнено разными режимами освещения:

  • естественное боковое и вертикальное
  • 3 включенных светильника
  • 6 включенных светильников.

Для измерения был использован цифровой фотометр(люксметр-яркомер) мод. «ТКА-04/3». Относительная спектральная чувствительность прибора соответствует ГОСТ 8.332.

Люминесцентные лампы в учебных комнатах: Philips TL 18 W/54-765 G13.

Таблица 2. Показатели КЕО в учебных комнатах.

Кафедра

Мощность, Вт

КЕО, Лк

Общей гигиены

432

0,9

Философии

432

0,75

 

Таблица 3.  Показатели работоспособности студентов на кафедрах.

Показатели

Кафедры

Общей гигиены

Философии

28 группа

29 группа

28 группа

29 группа

Коэффициент точности

23

15

11

13

11

5

18

10

29,4

23

23

28

Коэффициент работоспособности

9913

8730

4400

4277

5753

3160

8154

4450

14641,2

14628

12167

17500

Скорость различения

3,6

5

3,3

2,7

4,4

5,3

3,8

3,7

4,2

5,3

4,4

5,2

 

Мероприятия по улучшению освещенности внутренней среды учебных комнат ГБОУ ВПО КГМУ и улучшению зрительной работоспособности студентов.

Улучшение освещения рабочих мест студентов, в учебных комнатах ГБОУ ВПО КГМУ имеет не только важное гигиеническое и физиологическое значение, но и способствует улучшению работоспособности.

Для это необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на снижение вредностей внутренней среды учебных комнат на кафедрах, принимавших участие в исследовании:

1. Для создания оптимальной естественной освещенности необходимо проводить влажную уборку оконных стекол не реже 4 раз в год снаружи и не менее 1-2 раза в месяц изнутри.

 2. Корпуса светильников необходимо заменить, если они потемнели, в следствии их продолжительной эксплуатации, также рекомендуется проводить влажную уборку каждые полгода для лучшего проникновения света.

3. Замена ламп должна проводится не только «после перегорания», но и при значительно выраженном снижении светового потока.

4. Если в коридорах кафедр освещение ниже, чем в учебных комнатах, то целесообразна замена ламп и в коридоре на соответствующие, это необходимо для того чтобы освещение стало одинаковым и чтобы не возникал резкий контраст и ухудшение видимости.

5. Поверхность столов, за которыми обучаются студенты, должна быть матовой, для избегания ослепления отраженными световыми лучами.

 

Выводы:

  1. Во время исследования был проведен расчет требуемой освещенности в учебных комнатах исследуемых кафедр в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
  2. Естественное освещение, на исследуемых кафедрах удовлетворяет потребность, в среднем на 48%.
  3. Показатель искусственной освещенности в учебных комнатах на исследуемых кафедрах не соответствует нормам, представленным в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и составляет от 50 до 80% от требуемой.
  4. На основании проведенного эксперимента призванного выявить влияние пониженной освещенности на зрительную работоспособность студентов 28 и 29 групп III лечебного факультета, можно сделать заключение о том, что при увеличении уровня освещенности коэффициент работоспособности значительно увеличивается.
  5. В результате данного исследования был разработан комплекс мероприятий, для улучшения уровня освещенности на исследуемых кафедрах ГБОУ ВПО КГМУ.

 

Список литературы

  1. ГОСТ ИСО 8995-2002. Принципы зрительной эргономики. Освещение рабочих систем внутри помещений. Постановление Госстандарта России от 16.05.03 N 143-ст ГОСТ от 16.05.03 N ИСО 8995-2002.
  2. ГТ СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 

      3.  Здания и сооружения. Методы измерения освещенности. ГОСТ 24940-06.

  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

       5.  Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Одесса.: Наука и техника, 2011.96с.

Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 53 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки