Каськов Ю.Н., Подкорытов Ю.И. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Каськов Ю.Н., Подкорытов Ю.И.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ

Каськов Ю.Н., Подкорытов Ю.И.

Москва, Россия, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту

CURRENT ISSUES SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE AT RAILWAY TRANSPORT RUSSIA

Kas'kov Ju.N., Podkorytov Ju.I.

Moscow, Russia, Department of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Well-being at railway transport

Железнодорожный транспорт Российской Федерации, по объемам перевозимых грузов и пассажиров, занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе страны. Осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте России обусловлено существенной особенностью - экстерриториальностью железных дорог. Многие железные дороги, как филиалы ОАО «Российские железные дороги» проходят по территориям нескольких субъектов Российской Федерации. При этом работники отдельных участков железных дорог проживают на территории различных административных образований Российской Федерации, для которых объекты хозяйственной деятельности на конкретной территории (водоснабжение, продукты питания, природопользование и пр.) являются общими, как для местного населения, так и для железнодорожников. Поэтому оценку санитарно-эпидемиологического благополучия на отдельных железных дорогах и на их участках приходится осуществлять комплексно, с учетом данных по различным регионам и административным образованиям Российской Федерации.

По данным Г.Г. Онищенко с соавт. (2014), в Российской Федерации за последние годы сохраняются определенные проблемы, связанные с неудовлетворительным качеством среды обитания и, соответственно, ассоциированные с этим качеством показатели здоровья населения страны [1]. Остается тревожной ситуация с питьевым водоснабжением, низкое качество питьевой воды по микробиологическим показателям нередко приводит к возникновению вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний [2]. С целью комплексной оценки качества питьевой воды Г.Н. Красовский с соавт. (2015) предлагают использовать индекс качества воды, включающий определение: безвредности химического состава, микробиологических и радиологических показателей, благоприятности органолептических свойств [3]. При микробиологическом исследовании питьевых вод на территориальном уровне, С.В. Клейн (2011) предлагает, отбор проб осуществлять в часы максимального разбора воды из сети, из расчета 4 пробы в месяц на каждой станции подкачки через равные промежутки времени, остальные пробы распределять, пропорционально численности населения, между всеми конечными точками водопроводной сети в течение месяца через равные промежутки времени [4]. При оценке качества питьевой воды необходимо учитывать, что после её обеззараживания различными реагентами возможна через некоторое время реактивация (восстановление жизнеспособности) многих бактериальных микроорганизмов [5]. В качестве приоритетных научно-практических исследований по вопросам экологии человека и гигиены окружающей среды на ближайшую перспективу Ю.А. Рахманин и Н.В. Русаков (2012) отмечали, что, на ряду с разработкой новых правовых и законодательных мер по предотвращению ущерба здоровью населения, необходима модернизация социально-гигиенического мониторинга здоровья, с разработкой методологии, способов и средств выявления, оценки, прогноза и профилактики экологически обусловленных изменений здоровья населения [6]. В отношении различных отходов Ю.А. Рахманин с соавт. (2015) констатируют, что «поступление различных видов загрязнений в окружающую среду, растущие объемы накопления их в объектах окружающей среды являются комплексом неблагоприятного воздействия вредных для организма человека веществ на здоровье населения» [7]. О необходимости совершенствования системы социально-гигиенического мониторинга свидетельствуют Н.В. Русаков и Е.В. Русакова (2015), которые отмечают, что использование эпидемиологических методов исследований при оценке влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, позволит более эффективно осуществлять профилактику не только инфекционных, но и многих неинфекционных заболеваний [8]. Аналогичное мнение высказывали Н.В. Шестопалов и М.Г. Шандала (2013), которые считают целесообразным использование методов общей эпидемиологии для выработки более обоснованных решений по профилактике неинфекционных заболеваний [9].

В последние годы на железнодорожном транспорте России, отмечается некоторая тенденция к улучшению санитарно-эпидемиологического состояния многих объектов. Однако решение вопросов по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия продолжает оставаться актуальной задачей.

Цель исследования. Провести анализ некоторых данных санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта России.

Материалы и методы. В работе использованы данные официальной государственной статистической отчетности органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту за 2013-2015 годы. Статистическую обработку данных проводили общепринятыми методами: с вычислением показателей процентов и их ошибок (P±mp%), где

 mp , при N – количество наблюдений. Достоверность показателей определяли с использованием t-критерия Стьюдента, которую считали значимой при p<0,05.

Результаты и обсуждение.    

Питьевое водоснабжение работников железнодорожного транспорта России в основном осуществляется из водопроводов, принадлежащих государственным территориальным административным образованиям Российской Федерации. По инициативе Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в системе ОАО «РЖД» разработана и реализуется комплексная программа «Чистая вода» на 2015-2017 годы. Из числа источников централизованного водоснабжения на железнодорожном транспорте, по усредненным за 2013-2015 годы данным, не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям 11,9±0,4% объектов, из последних 54,9±1,9% - из-за отсутствия зон санитарной охраны. По результатам лабораторных исследований воды из источников централизованного водоснабжения, в среднем по сети железных дорог, не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям: по санитарно-химическим показателям – 31,9±0,3% проб; по микробиологическим – 5,6±0,1%; по паразитологическим – 1,2±0,4%. Доля исследованных проб из распределительной водопроводной сети, не соответствующих санэпидтребованиям, составила: по санитарно-химическим показателям – 19,5±0,1%; по микробиологическим – 3,9±0,1%; по паразитологическим – из 609 исследованных за последние 3 года проб питьевой воды из разводящей сети возбудители паразитозов не выявлены. При проведении корреляционного анализа между уровнями заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) установленной и неустановленной этиологии (суммарно, на 100 тыс. нас.) и долями проб питьевой воды, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям (%), из распределительной водопроводной сети по железным дорогам России за 2013-2015 годы, существенной связи не наблюдается. Слабая обратная корреляционная связь (r±mr = - 0,21±0,21) не является достоверной (t = 1,0; p>0,05), что дает основание полагать, что формирование заболеваемости ОКИ происходит преимущественно за счет прочих факторов окружающей среды.

Загрязнение атмосферного воздуха территорий населённых пунктов, находящихся в зоне деятельности железнодорожного транспорта, не перестаёт оставаться одним из факторов риска для здоровья населения. Источниками химических загрязнителей, выбрасываемых в атмосферный воздух населенных мест, являются хранилища нефтепродуктов, отдельно стоящие маломощные котельные работающие на твердом, жидком и газообразном топливе. К опасным производственным объектам относятся открытые угольные склады, предприятия по производству и складированию деревянных шпал, пропитанных антисептиком; пункты очистки, промывки и пропарки цистерн, задействованных для перевозки нефтепродуктов. Несмотря на относительно низкие показатели выявления проб с превышением ПДК вредных веществ (2015г.- 0,7%, 2014 г. – 1,1%, 2013 г. – 1,8%), контроль состояния атмосферного воздуха является одним из приоритетных направлений в работе санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте.

Отмечается некоторая тенденция к улучшению показателей распределения промышленных объектов по группам санитарно-эпидемиологического благополучия. Так, в 2015г. к I группе (удовлетворительные) относились 24,1% объектов (2014г. 21,1%, 2013г.- 17.9%), ко II группе (неудовлетворительные) – в 2015г.- 56,9%, (2014г. – 58,1%, 2013г.- 60,0%,) и к III группе (крайне неудовлетворительные) – в 2015г.- 19,0% (2014г. – 20,8%, 2013г.- 22,2%). На промышленных предприятиях железнодорожного транспорта условия труда на рабочих местах продолжают оставаться стабильными. Доля рабочих мест, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам, составляет: по шуму в 2015г. – 22,5% (2014г. – 22,4%); по вибрации в 2015г. – 12,0% (2014г. – 14,6%); по электромагнитным полям в 2015г. – 9,1% (2014г. – 5,3%); по микроклимату в 2015г. – 3,4% (2014г. – 4,7%); по освещенности в 2015г. – 17,1% (2014г. – 19,8%). В воздушной среде закрытых помещений и воздухе рабочей зоны на промышленных предприятиях за период 2013-2015 годы, в среднем, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) наблюдалось: по парам и газам в 3,6±0,1% исследованных проб, в том числе по веществам 1 и 2 классов опасности в 3,2±0,1%; по пыли и аэрозолям - в 15,0±0,1%, в том числе по веществам 1 и 2 классов опасности в 18,2±0,1%. За тот же период на коммунальных объектах эти показатели составили: по парам и газам в 0,7±0,1%, в том числе по веществам 1 и 2 классов опасности в 0,8±0,1%; по пыли и аэрозолям – 2,8±0,1%, в том числе по веществам 1 и 2 классов опасности 3,2±0,2%.

За последние годы, в среднем по сети железных дорог, ежегодно регистрируется 121,2±13,8 случаев профессиональных заболеваний с хроническим течением, при среднем относительном показателе около 1,0 на 10 тыс. работающих. Преимущественно они регистрируются среди работников локомотивных бригад (машинистов поездов и их помощников). При анализе показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) за 2014 год установлено: число случаев на 100 работающих по ОАО «РЖД» (по всем категориям работ) составляет – 50,8, среди машинистов и их помощников – 78,5; число дней нетрудоспособности на 100 работающих по ОАО «РЖД» (по всем категориям работ) – 670,3, среди машинистов и их помощников – 918,0.

Выводы:

По данным анализа санитарно-эпидемиологического состояния объектов железнодорожного транспорта России за последние годы, отмечается некоторая тенденция к его улучшению. Несмотря на относительно низкие показатели выявления проб с превышением ПДК вредных химических веществ в окружающей среде, контроль за состоянием качества атмосферного воздуха и питьевой воды на объектах железнодорожного транспорта остается актуальной задачей. Решение этих вопросов во многом зависит от комплексности в работе различных ведомств и служб по разработке путей и методов обеспечения химической безопасности на объектах железнодорожного транспорта, Совершенствование системы ведения социально-гигиенического мониторинга, с целью выявления причинно-следственных связей между воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды и здоровьем человека, с использованием информационно-аналитических систем и ГИС-технологий, будет во многом способствовать принятию научно обоснованных управленческих решений по профилактике многих неинфекционных и инфекционных заболеваний, как среди работников железнодорожного транспорта, так и среди населения проживающего в близлежащих населённых пунктах.

К приоритетным направлениям деятельности по совершенствованию обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта на современном этапе можно отнести следующие:

- использование информационно-коммуникационных технологий при организации и проведении статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия железнодорожников;

 - внедрение в деятельность органов и учреждений санитарно-эпидемиологического надзора системы риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, влекущих реальное причинение вреда, прежде всего здоровью человека;

- проведение гигиенических и иных видов оценок по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.

Комплексная оценка данных о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия на отдельных железных дорогах, в различных регионах, могут способствовать совершенствованию  санитарно-эпидемиологического надзора в целом по железнодорожному транспорту России.

Литература

  1. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Зайцева Н.В.,. Май И.В, Шур П.З. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации // Анализ риска здоровью, 2014.- № 2.- С. 4-13.
  2. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды // Гигиена и санитария. – 2013. - № 2. - С. 4-10.
  3. Красовский Г.Н., Рахманин Ю.А., Егорова Н.А. Гигиеническое обоснование оптимизации интегральной оценки питьевой воды по индексу качества воды // Гигиена и санитария. – 2015.–Т.94. - № 5. - С. 5-10.
  4. Клейн С.В. К вопросу об организации социально-гигиенического мониторинга питьевых вод на территориальном уровне. В кн.: Онищенко Г.Г., Зайцева Н.В., ред. Гигиенические и медико-профилактические технологии управления рисками здоровью населения: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь, 2011. – С. 282-289.
  5. Артёмова Т.З., Гипп Е.К., Буторина Н.Н., Загайнова А.В., Максимкина Т.Н. Надежность оценки эффективности средств обеззараживания воды с учетом процесса реактивации микроорганизмов // Матер. Пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ (Москва, 14-15 декабря 2011г.) / Под ред. акад. РАМН Ю.А. Рахманина. М., 2011. – С. 48-52.
  6. Рахманин Ю.А., Русаков Н.В. Современные направления исследований в области экологии человека и гигиены окружающей среды // Санитарный врач.- 2012.- №4.- С. 30-33.
  7. Рахманин Ю.А., Русаков Н.В., Самутин Н.М. Отходы – как интегральный эколого-гигиенический критерий комплексного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. // Гигиена и санитария. 2015; Т. 94. - № 6. – С. 5-10.
  8. Русаков Н.В., Русакова Е.В. Неинфекционная эпидемиология и гигиена окружающей среды в охране здоровья населения // ЗНИСО.- 2015.- № 6.- С. 4-7.
  9. Шестопалов Н.В., Шандала М.Г. Химическая безопасность как проблема эпидемиологии неинфекционных заболеваний. Гигиена и санитария, 2013. - №4. – С. 9-11.
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 63 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки