Князев Д.К., Аброськина Н.В. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Князев Д.К., Аброськина Н.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГОРОДСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА

Князев Д.К., Аброськина Н.В.

Волгоград, Россия, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области

 

Research of influence of city transport on health of the population

of Volgograd

Knyazev D.K., Abroskina N.V.

Volgograd, Russia, Upravlenie Rospotrebnadzora Volgograd region

 

Увеличивающийся за последние годы парк автомобилей в нашей стране постоянно напоминает каждому, особенно в крупных населенных пунктах, что автотранспорт является одним из наиболее значимых загрязнителей окружающей среды [2]. 

Исследования, проведенные в различных регионах, свидетельствуют о значительном загрязнении воздуха населенных мест [10]. Огромную роль в формировании загрязнения атмосферного воздуха играют выбросы примесей, образующихся в процессе сгорания топлива. При этом особую остроту приобретает загрязнение воздуха свинцом, кадмием, бенз(а)пиреном и другими химическими веществами. Наряду с аэрохимическим загрязнением автотранспорт оказывает негативное влияние и на акустическую ситуацию населенных пунктов.

Таким образом, в современном городе бесспорное лидерство в деле ухудшения экологической ситуации за автомобильным транспортом. 

Оценка шумового режима на примагистральных территориях Волгограда производилась на основе методики, в основе которой лежит расчет эквивалентного уровня звука на расстоянии 7,5м от оси проезжей части и учет закономерностей его снижения в воздушном приземном пространстве без и при наличии на пути распространения звука экранирующих сооружений или полос озеленения. Величина уровня звука рассчитывалась в зависимости от общей интенсивности транспортного потока, его средневзвешенной скорости, доли грузовых экипажей [1].

С целью построения комплексной шумовой карты Волгограда в 23 характерных точках городских и районных магистралей определены характеристики транспортных потоков, на основе которых рассчитана ширина зоны шумового загрязнения на соответствующих участках (уровень звука более 60 дБа для жилых районов со сложившейся застройкой.

Результаты проведенных исследований показали, что все районы города подвергаются негативному воздействию повышенных уровней звука (от 2,62 % до 9,16 % от исследуемой площади района). В большей степени шум распространяется в административно-территориальных единицах центральной части Волгограда, через которые проходят основные городские и транзитные потоки.

Городской автотранспорт оказывает существенное влияние не только на акустический режим примагистральных территорий, но и на качество их приземной атмосферы, выбрасывая в атмосферу до 200 наименований загрязняющих веществ, доминирующими из которых являются оксид углерода, окислы азота.

Расчет зоны аэрохимического загрязнения примагистральных территорий Волгограда проводился на основе методики, в основе которой лежит расчет окиси углерода на бордюре проезжей части и учет закономерностей уменьшения ее концентрации при удалении от источника выбросов при различных планировочных условиях, технических характеристиках транспортных средств и др.

С использованием определенных характеристик транспортных потоков на основных районных и городских магистралях Волгограда по озвученной методике рассчитаны зоны загрязнения примагистральных территорий окисью углерода.

Результаты проведенных исследований показали, что все районы города подвергаются загрязнению окисью углерода (от 2,1 % до 24,52 % от исследуемой площади района). В большей степени выбросы автотранспорта распространились в административно-территориальных единицах центральной части Волгограда, через которые проходят основные городские и транзитные потоки.

В рамках анализа геохимического состояния территорий Волгограда были проведены специальные исследования в 30 точках, расположенных в селитебных, рекреационных, примагистральных зонах города. Исследования почвы проводились на определение уровней содержания тяжелых металлов (Zn, Cu, Pb, Cd, F), которым отдан приоритет в области гигиены и санитарии населенных мест по причине их высокотоксических свойств при контакте с живыми организмами [9]. Отбор проб проводился в теплое время года специалистам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Волгоградской области.

По результатам проведенных исследований отмечено более высокое содержание металлов в почве в районах города с большей интенсивностью движения и наоборот (рис.1).

Рис.1 Анализ содержания в почве примагистральных территорий тяжелых металлов

Полученные результаты исследований (ширина зоны рассеивания выбросов автотранспорта, зон акустического дискомфорта, содержания тяжелых металлов) позволяют обосновать целевые величины защитных мероприятий.

С целью подтверждения существенного разнопланового влияния автотранспорта на здоровье населения авторами проанализирована возможная связь с уровнем экологически зависимых патологий [13].

Экологически зависимая патология – заболевание, характеризующееся средней степенью зависимости от загрязнения окружающей среды, развивающееся под постоянным воздействием фактора (факторов) окружающей среды, не характеризующееся высоким процентом летального исхода или перехода в хроническую стадию развития [3,4,5,7]. Спровоцировать подобные неблагоприятные эффекты для здоровья способны вещества-неканцерогены. Неканцерогенные вещества вызывают широкий спектр нарушений состояния здоровья человека, которые можно рассматривать как разные формы проявления токсических эффектов, регистрируемых на молекулярном, клеточном, тканевом, организменном и популяционном уровнях [11,12]. Последние проявляются в виде повышенной заболеваемости и/или смертности.  Постоянное воздействие, например, загрязненного воздуха выражается в росте показателей заболеваемости и смертности населения [6]. В первую очередь это увеличение хронических заболеваний органов дыхания и связанной с этим смертностью, а также повышение смертности в результате различных сердечно-сосудистых болезней.

На основе вышесказанного автором настоящего исследования проанализирован уровень заболеваемости населения Волгограда экологически зависимыми патологиями, развивающимися под воздействием типичных для урбоэкосистем факторов воздействия, среди которых выделены: загрязнение примагистральных территорий выбросами автотранспорта; акустический дискомфорт примагистральных территорий; уровень содержания в почве тяжелых металлов [14]. На основе ряда работ в области гигиены и санитарии [15,16] выделены патологии, чаще всего развивающиеся от действия описанных факторов среды обитания человека (таблица 1).

Таблица 1

Факторы окружающей среды и группы заболеваний,

наиболее часто возникающие от их действия

Фактор среды обитания

Характер влияния

Группа болезней

Загрязнение атмосферы окисью углерода (от автотр-та) в концентрациях 1 ПДК и более

Прямой

Болезни органов дыхания, в .т.ч. астма Подпись: 118

Шумовое воздействие (уровень звука более 55дБа)

Прямой

Болезни, харак-ся повыш-м артер-м давлением

Болезни нервной системы

Загрязнение почв тяжелыми металлами

Прямой

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни эндокринной системы

 

Сила влияния факторов окружающей среды оценивалась по величине коэффициента корреляции (r) с учетом доверительного интервала (р) для конкретного вариационного ряда.

На основе выполненных ранее натурных исследований и пространственного моделирования автором настоящего исследования подобные сведения определены. Уровни пространственного и количественного распределения факторов воздействия были сопоставлены с уровнями заболеваемости детского, взрослого и подросткового населения административных районов города соответствующими группами болезней (экологически зависимыми) на предмет выявления корреляционных связей. Результаты сопоставления выявили наличие статистически достоверных связей, описываемых соответствующими уравнениями регрессии (таблица 2):

Таблица 2

Корреляционные связи экозависимых патологий

с факторами окружающей среды

п/п

Фактор окружающей среды

Экозависимая патология

Возрастная группа риска

r

Уравнение регрессии

 
 

1

Доля территорий, загрязненных выбросами автотранспорта

Астма, астматический статус

Подростковая

0,7

y = 201,95x + 1112,1

 

2

Доля территорий с шумовым дискомфортом

Болезни с повышенным артер. давлением

Взрослая

0,6

y = 482,36x + 6471,7

 

Болезни нервной системы

Детская

0,6

y = 1056,9x + 8356

 

3

Концентрация в почве селитебных зон меди

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Детская

0,7

y = 1306,1x + 7450,5

 

4

Концентрация в почве селитебных зон свинца

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Подростковая

0,7

y = 1130,6x + 1880,9

 

5

Концентрация в почве селитебных зон кадмия

Болезни эндокринной системы

Детская

0,8

y = 752,44x + 1547

 

6

Концентрация в почве селитебных зон свинца

Болезни эндокринной системы

Взрослая

0,8

y = 294,98x + 3566,8

 

7

Концентрация в почве селитебных зон фтора

Болезни эндокринной системы

Детская

0,7

y = 577,97x + 2034,6

 
 

Метод «географического правдоподобия» подразумевает определение радиуса (ширины) зоны распространения вредного процесса или явления, а, следовательно, расчет удельного веса территорий, характеризующихся воздействием факторов среды обитания: чем большая площадь территорий испытывает негативное влияние, тем у большего количества людей существует риск развития неблагоприятных эффектов для здоровья.

Величина коэффициента корреляции говорит о силе влияния конкретного фактора окружающей среды на здоровье человека, что позволяет определить эколого-планировочные приоритеты в области организации экологически благополучных рекреационных зон [8]. Для урбоусловий Волгограда они расставлены следующим образом:

  1. защита рекреации от поступления на ее территорию тяжелых металлов;
  2. защита рекреации от газообразных выбросов промышленности;
  3. защита рекреации от газообразных выбросов автотранспорта;
  4. защита рекреации от шума автотранспортных потоков;

Обобщая результаты исследований качества окружающей среды Волгограда и его пригородной зоны, а также гигиеническую информацию об уровне заболеваемости населения можно заключить, что не перспективными для развития рекреационной деятельности являются «зоны экологического неблагополучия» и территория Дзержинского района, характеризующаяся высоким уровнем онкологической заболеваемости местного населения, связанного, вероятно, с географическим положением района по отношению к очагам загрязнения Краснооктябрьского района Волгограда.

Список использованных источников:

  1. Сидоренко, В.Ф. Теоретические и методологические основы экологического строительства : монография / В.Ф. Сидоренко. - Волгоград : Изд-во ВолгГАСА, 2000. - 200с.
  2. Сидоренко, В.Ф. Учет загрязнения воздушного бассейна автотранспортом в градостроительном проектировании / В.Ф. Сидоренко. - Волгоград, 1999. - 69 с.
  3. Fisher, B.E. The long-range transport of air pollutans Some thought on the state of modeling. / B.E.Fisher // Atmosph. Environm. - 1984. V.18., № 3. - P 45-49.
  4. Ревич Б.А. Состояние здоровья детского населения промышленных городов с различной территориальной геохимической структурой /Б.А.Ревич, Ю.Е.Сает // Вестник АМН СССР, 1989. Стр. 14-18.
  5. Ревич, Б.А. Экологическая эпидемиология / Б.А. Ревич. - М. : Академия, 2004. - 384 с.
  6. Liem, A.K.D. Dioxins : Chemical Analysis, Exposure and Risk Assessment / A.K.D.Liem, R.M.C.Theelen // National Institute of Public Health and Environment, Bilthoven, Netherlands, - 1997.
  7. Гильденскиольд, С.Р. Техногенная нагрузка на среду обитания и здоровье городского населения // Мат-лы 8-го Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1996. - С. 119-121.
  8. Егорова, И.П. Опыт гигиенического ранжирования селитебных территорий по характеру загрязнения атмосферного воздуха при оценке риска здоровью населения / И.П. Егорова, Б.И. Марченко, Н.П. Плавина // Охрана атмосферного воздуха : система мониторинга и защиты. - Пенза, 1999. - С. 73-76.
  9. Мудрый, И.В. Влияние химического загрязнения почвы на здоровье населения / И.В. Мудрый // Гигиена и санитария. - 2008. - №4. - С. 32-37.
  10. Ненарокова, К.Н. Город и климат / К.Н.Ненарокова // Климат, погода, экология Москвы. - СПб. : Гидрометиоиздат, 1995.
  11. Першин, С.Е. Здоровье населения как показатель экологического состояния территории промышленного города : автореф. дисс. … канд. мед. наук : 03.00.16 / Першин Сергей Евгеньевич. - Волгоград, 1998. - 22 с.
  12. Рашитов, Л.З. Гигиеническая оценка влияния загрязненного атмосферного воздуха на здоровье детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.07 / Рашитов Ленар Зулфарович. - Казань, 2003. - 19 с.
  13. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. - М. : ФЦГСЭН Минздрава России, 2004. - 143 с.
  14. Русаков, Н.В. Геохимические провинции страны и здоровье населения / Н.В.Русаков, Т.Ю. Завистяева // Гигиена и санитария. - 2005. - №5. - С. 100-102.
  15. Суржиков, В.Д. Риск развития неканцерогенных эффектов в связи с загрязнением атмосферного воздуха развитой металлургической промышленностью // В.Д.Суржиков, Д.В.Суржиков // Гигиена и санитария. - 2006. - №1. - Стр. 55-58.
  16. Трушина, Л.Ю. Гигиена и экология человека / Л.Ю. Трушина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 448 с.
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 70 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки