Кульсеева Т. Г. ,Филиппович М.С - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:59
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Кульсеева Т. Г. ,Филиппович М.С

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Кульсеева Т. Г. ,Филиппович М.С

Курск, Россия, Курский государственный медицинский университет; ОКУ «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

SOCIAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR

Kulseeva T.G. , Filippovich M.S.

Kursk, Russia, Kursk state medical university; RPI “Kursk region social-rehabilitation center of teenager”

 

Окружающая среда определяется в качестве совокупности физических, химических, биологических и социальных факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на биосферу и человека, в частности.

Поскольку в последнее время актуальной задачей становится разработка более глубоких научных теорий и практик охраны окружающей среды, формируются новые разделы экологии. Примером одного из ее разделов является социальная экология.

Социальная экология как научная дисциплина появилась недавно. Впервые данный термин появился еще в 1921 году в трудах социологов Е. Берджесса и Р. Парка, а позже – в 1927 г. – в работах американского исследователя Р. Маккенсила, который использовал понятие «социальная экология» для описания внутренней структуры развития крупного индустриального города. Таким образом, термин выступил названием теории, которая изучает поведение человеческой популяции в условиях городской среды. Отсюда следует, что социальная экология отображает взаимосвязь и взаимодействие между обществом и окружающей средой, а значит задачами являются исследование существования человечества в окружающей среде, возможность его адаптации к изменяющимся условиям.

Одной из острых проблем адаптации человека в окружающей социальной среде выступают столкновения между двумя (или несколькими) объектами взаимодействия. Особенно ярко противодействие между объектами проявляется в подростковом возрасте. Значит, в данном случае выясняется, что один из способов разрешения конфликта в подростковом периоде является вытеснение внутриличностного конфликта в межличностный, путем самоутверждения себя или, по крайней мере, попытке выразить свою индивидуальность и уникальность мысли.

Во время подобного столкновения проявляются свойства девиации, которые окрашивают окружающую среду в негативные оттенки. То есть, те оттенки, образующие конфликтогены в некое поле включения нескольких сторон.

И.С. Кон [2003] считает, что в начале возникновения девиантное поведение является немотивированным, т. е. подросток, желая соответствовать требованиям общества, не может этого сделать, что и толкает его на поиск других направлений и достижения цели. Развитием девиантного поведения являются сверстники, поведение которых уже априори будет отклоняющимся.

Нередко девиантное поведение подростков является следствием психических расстройств. Например, в силу задач, которые ставит перед ними общество, являющиеся тяжким грузом: учебные программы и т.п. Так в переходном возрасте встречаются такие личностные расстройства, как синдром отчуждения, дереализация, деперсонализация, раздвоение личности. Так, синдром отчуждения воплощается в чувстве утраты эмоциональной связи со знакомыми лицами, ситуациями, которые становятся бессмысленными для индивида.

Поскольку мы знаем, что окружающая среда влияет на становление личности, особенно в подростковом возрасте, социальная среда влечет за собой формирование тех шаблонов поведения и реакций на различное поведение, которые впоследствии изменят человеческие характеристики. За это формирование отвечают социальные и биологические факторы [2, С.53]. Биологические факторы, которые способствуют развитию девиантных отклонений, заключают в себе действия наследственности, нейрофизиологии, а также факторы окружения. С.Л. Рубинштейн также считал, что именно внешние факторы действуют на внутренние условия, причем внутренние условия формируются под воздействием внешних условий.  Сергей Леонидович Рубинштейн предполагал под внешними условиями учебную, игровую и иные виды деятельности, которые влияют на становление внутреннего сознания. Следовательно, социальные факторы, которые способствуют возникновению асоциальному поведению, есть результат сложных взаимодействий, возникающих между обществом и отдельной личностью. По утверждению Г.В. Грибановой, Р.Д. Тригер, Д.А. Альраххаля, А.О. Дробинской, Л.М. Шипицыной, причиной отклонений в поведении таких детей чаще всего кроются в семье, школе, группах непосредственного окружения, т.е. девиации поведения, обусловленные социальной средой.

По мнению И. Стрэкинару, на формирование противоправного поведения у детей и подростков прежде всего влияют неблагоприятные воздействия среды (55% случаев), затем органические поражения мозга (30%) и, наконец, генетический фактор (15%) [1].

 Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния социальных факторов как возможность становления девиантной формы поведения. Выборку составили 20 несовершеннолетних подростков от 11 до 16 лет, находящиеся на прохождении реабилитации в ОКУ «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: из них 10 мальчиков и 10 девочек. Одной из основных проблем детей в этом Центре является социальная дезадаптация и педагогическая запущенность.

Для достижения цели была разработана анкета, первый вопрос которой звучал «Тяжело ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?». Выяснилось, что мальчикам (80%) достаточно легко заговорить с незнакомцем, нежели девочкам (50%). Детям, чьи социальные навыки снижены, и, как правило, у которых частично присутствуют или вовсе отсутствуют понятия о социальном поведении, легко преодолевать барьеры смущения или неловкости, что говорит о преобладающем чувстве гордости, завышенной самооценки и протестующем поведении.

Следующий вопрос оценивал внутреннее эмоциональное состояние в момент, когда к детям с девиантным поведением обращаются за просьбой, помощью или поддержкой. Интересно отметить, что мальчики и девочки (60% и 70% соответственно) постараются понять и решить проблему, а другим преобладающим ответом является у мальчиков – стремление изменить темы разговора (50%), а у девочек возникает ощущение собственной значимости для человека, который обратился за помощью (60%). Данные ответы можно характеризовать как тенденцию преобладания эгоистичного поведения над альтруистическим. То есть социальные ожидания, которые будут приняты обществом положительно, прикрывают неосознанное желание проявить свое превосходство. Тем не менее не следует рассматривать данное прикрытие как массовое, поскольку пребывание в реабилитационных центрах подразумевает воспитание или развитие гуманистических характеристик личности.

Еще одним подтверждением высокого уровня самооценки у несовершеннолетних подростков с девиантным поведением является 100% предпочтение среди девочек и мальчиков ответа «Прошу редко, потому что стараюсь решить свои проблемы самостоятельно» на вопрос о том, часто ли они просят помощи у кого-либо. 

Как мальчикам, так и девочкам тяжело выразить нежные, дружеские чувства другим (50% в обеих группах), мальчики и вовсе постараются скрыть их (50%). Данные подтверждают, что несовершеннолетним подросткам проще не проявлять доброжелательных отношений, нежели поступиться гордостью и выразить их. Несовершеннолетние в данном возрасте обладают скованностью в выражении собственных чувств, заниженной способностью к общению. Известно, что подросток с отклоняющимся поведением обладает замкнутостью по отношению к своим переживаниям. Подросток в этот период ищет различные способы самовыражения, нередко поддаваясь различным мимолетным взаимоотношениям с людьми, которых он мало знает.

На вопрос о том, легко ли детям просить извинение и сожаление о причиненных неприятностей (см. рис. 1) 50% в обеих группах они ответили «мне тяжело». Второй ответ среди мальчиков (50%) заключал в себе то, что они не приносят извинения совсем. А среди девочек 40% ответили, что сказать «прости» у них не вызывает трудностей. Респондент из группы девочек, выбрав ответ «другое», написала «пишу записки, или наберусь сил – подойду извинюсь». Отметим, что косвенный вид извинения посредством чего-то может скрывать как потенциал позитивного роста личностных качеств, так и неуверенность, сопротивление им.

Рис.1

Еще один интересный вариант ответа среди девочек (70%) и среди мальчиков (50%)  на вопрос «Тяжело ли Вам понять гнев другого человека?» был «Иногда могу понять его гнев», что говорит о присутствии адекватной оценки поступков своего оппонента в конфликте. 30% в обеих группах было отдано ответу «гнев понять могу, но с собственным ничего поделать не могу», следовательно мы можем предположить, что дети понимают свое негативное поведение по отношению к другому, но способности побороть в себе злость им не под силу.

Таким образом, можно говорить о том, что формирование девиантного поведения у подростков зависит от способностей социального научения. В большинстве случаев, если ребенок подвергается влиянию асоциальным факторам со стороны среды, своей семьи, то он будет примерять данные шаблоны к себе, следовать им и считать приемлемыми. Социальная среда является важной частью формирования здоровой личности человека, а возможность ее развития заключается в организации таких благоприятных условий, которые позволят сделать личность самодостаточной, открытой и доброжелательной.

Литература

  1. Стрэкинару И. Отклонения в поведении детей. Бухарест, 1969.
  2. Блясова И. Ю. Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №29 (283). - С.53-57.

 

Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки