Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Е.А., Богомолова Е.Г. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:24
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Е.А., Богомолова Е.Г.

ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Е.А., Богомолова Е.Г.

Иваново, Россия, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения России

Lifestyle as a factor in determining the health of students of the 1st form

Shishova A.V., Zhdanova L.A., Lanina E.A., Bogomolova E.G.

Ivanovo, Russia, Medical University "Ivanovo State Medical Academy» Russian Ministry of Health

State budget institution of higher professional education "Ivanovo State Medical Academy» The Ministry Of Health Of The Russian Federation, Ivanovo

Среди факторов, определяющих здоровье человека, важная роль принадлежит образу жизни [1,3]. Поэтому задача его формирования, особенно в детском возрасте, в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных.  Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Но в школах этой проблеме уделяется крайне недостаточное внимание.  Обучающиеся пропускают уроки физкультуры, многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса, с каждым годом все больше и больше детей занимаются в специализированной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются преимущественно те ребята, которые имеют хорошее здоровье и любят спорт. Вот почему вопрос о формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни и воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.   Не случайно на государственном уровне сегодня стоит задача его формирования и пропагандирования, особенно среди подрастающего поколения.

В связи с этим изучение образа жизни и устранение в нем факторов риска, является важной медико-социальной задачей, решение которой, несомненно, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся [2,3].

В связи с этим целью нашей работы явилось изучение образа жизни первоклассников для выявления в нем факторов риска и разработки рекомендаций по их устранению.

Для проведения исследования была разработана анкета, содержащая 33 вопроса, где можно было выбрать один или несколько ответов. Проведен анонимный опрос путем случайной выборки 117 родителей первоклассников. Анкетирование проводилось в МБОУ "Средняя школа №7" города Иваново в 2014-2015 учебном году.

Согласно данным анкетирования, почти все родители (91%) считают, что образ жизни ребенка существенно влияет на состояние его здоровья. При этом среди факторов,  определяющих здоровье, лишь 33% называют образ жизни, что свидетельствует об их  недостаточной информированности в этом вопросе.

Среди составляющих здорового образа жизни большинство родителей отмечают рациональное питание (75%) и занятия физической культурой и спортом (65,5%), а так же личную гигиену (58%) и эмоциональный комфорт (53%). Следует признать, что лишь половина родителей осознают значимость таких составляющих, как оптимальный двигательный режим (45%), закаливание (40%) и отказ от вредных привычек (45%).

Исследование показало, что лишь 39% детей соблюдает режим дня, 53% не всегда придерживается распорядка дня, а 8% вообще его не учитывают, что отрицательно сказывается на их работоспособности и адаптации.

При этом 89% обучающихся в будни спит менее 10 часов, что меньше возрастной нормы. А в выходные дни они пытаются «отоспаться», что в свою очередь нарушает их биоритмы.

Практически все первоклассники (94%) в будни гуляют менее 3 часов, а 50% находится на улице менее часа. Даже в выходные у 75% первоклассников длительность прогулок не соответствует норме, а у 10% пребывание на воздухе составляет менее часа, что объясняется их привязанностью к просмотру телевизора и компьютерным играм.

Не смотря на то, что по существующим нормативам время на выполнение домашнего задания в режиме дня первоклассника не предусмотрено, 46% опрошенных тратят на его выполнение около одного часа. Остальные заняты уроками 2, 3 и даже 4 часа, что говорит о несоответствии учебных нагрузок в образовательных учреждениях функциональным возможностям современных детей.

Большая часть детей в свободное время предпочитает пассивные виды деятельности, такие как просмотр телепередач (52%), рисование (48%), компьютерные игры (57%), что способствует возникновению у них гиподинамии и в последующем развитию заболеваний. При этом 67% первоклассников предпочитают прогулки, длительность которых, как мы видели выше, недостаточная.

Практически все дети (98%) умеют пользоваться компьютером. Около 80% первоклассников в будни проводит за компьютером 1 час и менее. В выходные дни у всех детей длительность увеличивается практически вдвое и составляет 2 (37%), 3 (10%), а у 14% четыре и более часа, что негативно отражается на состоянии здоровья. Лишь 37% первоклассников использует компьютер для поиска учебной информации, остальные на нем играют (89%), общаются с друзьями (35%) и смотрят фильмы (17%), то есть используют не рационально.

         Просмотру телепередач 91% первоклассников уделяет в будни 1-2 часа, а в выходные они проводят у телевизора 3 (39%), 4 (13%) и даже 5 часов (16%), что не может не сказываться на их нервной системе и органе зрения.

Всего лишь 66% детей питается 4-5 раз в день, что соответствует возрастной норме. У остальных выявлены нарушения режима питания: по нашим данным 22% первоклассников едят 3 и даже всего 2 раза в день, что, безусловно, является фактором риска возникновения патологии ЖКТ. Рацион питания большинства обучающихся не соответствует санитарным правилам и нормам. Ежедневно употребляют в пищу молочные продукты лишь 52% первоклассников, мясо – 43%, овощи – 24%, а каши – всего 15%. Лишь около 60% детей ежедневно едят фрукты. Зато практически все питаются макаронными изделиями (81%) и заменяют мясо на колбасные изделия (60%). Уже в первом классе 32% детей часто употребляют приправы, майонез и кетчуп.

Двигательная активность у школьников состоит из занятий физкультурой (70%) и посещений спортивных секций (64%), в меньшей степени дети предпочитают игры на свежем воздухе (24%) и малоподвижные игры (7%). При этом 77% детей не выполняют утреннюю зарядку, а 20,5% делает ее периодически, что отрицательно сказывается на физическом развитии детей.

Лишь у 4% первоклассников регулярно проводятся закаливающие процедуры, еще у 23% это делается нерегулярно.  У 73% такие процедуры вообще не проводятся, что снижает адаптационные возможности организма к условиям внешней среды и негативно отражается на резистентности.

Лишь 53% детей ощущает эмоциональный комфорт в школе. Это неблагоприятно влияет на адаптацию в коллективе, успеваемость и провоцирует развитие различных заболеваний.

Не случайно, что 46% первоклассников в конце недели ощущают усталость и 9% даже значительное утомление. Это требует пересмотра учебных и особенно внеучебных нагрузок у половины обучающихся. Следует указать, что 16% родителей отметили ухудшение здоровья их детей в процессе обучения в первом классе.

Практически все первоклассники (99%) знают о негативном влиянии на здоровье курения, алкоголя и наркотических средств. Эту информацию они получают в основном от родителей (95%) и из телепередач (42%). К счастью наш опрос не выявил случаев наличия этих вредных привычек у респондентов.

Таким образом, исследование показало, что собирательный образ жизни современного первоклассника не является здоровым. Были выявлены следующие нарушения в образе жизни первоклассников:

- несоблюдение режима дня (53%);

- продолжительность сна менее 10 часов (89%);

- длительность прогулок менее 3 часов (93%);

- выполнение домашнего задания более 1 часа (54%);

- просмотр телепередач более 1 часа в будни (69%), в выходные (89%);

- деятельность за компьютером более 1 часа в будни (21%), в выходные (61%);

- несоблюдение режима питания (34%);

- невыполнение утренней зарядки (77%);

- отсутствие закаливания (73%);

- эмоциональный дискомфорт в школе (47%).

Разъяснительная работа с обучающимися, повышение информированности родителей, а также государственная политика в вопросах формирования здорового образа жизни, несомненно, будет способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ланина Е.А., Шишова А.В. Профилактика нарушений адаптации первоклассников различных хронобиологических типов: Тезисы Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции с международным участием «Реабилитация и профилактика-2015» (в медицине и психологии). 14-16 октября 2015. М.; 2015: 216-217.
  2. Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Е.А. Динамика состояния здоровья семилетних первоклассников с восьмидесятых годов XX века. Вестник Ивановской медицинской академии. 2015; Т.20. 3: 17-22.
  3. Шишова А.В. Формирование здоровья детей 7-11 лет и дифференцированная система их медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения. Дисс….докт. мед. наук. Иваново; 2010. 383с.
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки