Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:58
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В.

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИИ  К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф.,  Стан В.В.

Москва, Российская Федерация, Российская медицинская академия последипломного образования, кафедра гигиены детей и подростков

THE FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION TO THE HEALTHY WAY OF LIFE

Sukharev A.G., Ignatova L.F., Stan V.V.

Moscow, Russian Federation, Russian medical Academy of postgraduate education of the Ministry of Health of Russia

The Department of hygiene of children and adolescents

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью укрепления здоровья школьников как одного из факторов успешности обучения и воспитания и всестороннего развития личности. Формирование у детей устойчивой мотивации к ЗОЖ обусловлено возрастанием учебных нагрузок, увеличением рисков психологического, техногенного, экологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

         В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012 г., ст.41) общеобразовательная организация должна активно способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, а также осуществлять формирование здорового образа жизни.

Цель исследования - научное обоснование принципов формирования у школьников устойчивой мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ) с применением разработанной нами методики  комплексной оценки  привычного образа жизни школьника в суточном и недельном цикле.

                   Материалы и методы. Для оценки образа жизни школьников использованы методы анкетирования и квалиметрии. В анкеты, разработанные для школьников разных возрастных групп (1, 5, 9 и 11 классы), заложено по 5 компонентов образа жизни (питание, суточная двигательная активность, режим дня, личная гигиена, отсутствие вредных привычек), в наибольшей степени оказывающих влияние на формирование  здоровья  и образа жизни. Для каждого компонента был определен набор информативных критериальных признаков для сопоставления привычного образа жизни с физиологическими нормами и действующими гигиеническими регламентами.

                   В каждый компонент входило 6 критериальных признаков, выраженных в анкетах соответствующими  вопросами. Общее количество вопросов 30. На каждый вопрос предлагалось 3 варианта ответов: риск не выражен -1 балл; слабая степень риска - 2 балла; сильная степень риска - 3 балла. По общей сумме баллов определялся вариант образа жизни.

 Проведено анкетирование учащихся  школ г. Москвы (в экспериментальных школах - 367 чел. и в контрольных - 377 чел.) и сравнительная оценка их образа жизни. Экспериментальные школы отличались от контрольных включением в образовательный процесс программы формирования у обучающихся мотивации к ЗОЖ. 

Уровень адаптационных возможностей организма оценивался методом анализа вариабельности сердечного ритма по показателю активности регуляторных систем (ПАРС)  с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард».

Полученные результаты обработаны с применением стандартных методов статистики.

Результаты и обсуждение. Используя метод экспертной оценки, выделены для отдельных возрастных периодов школьников доминирующие биологические и социальные потребности и оптимальные условия для их реализации. Разработаны общие принципы формирования мотивации к ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - это модель осознанного поведения и жизнедеятельности,  реализация которой способствует достижению полного физического, психического и социального благополучия, профилактике заболеваний и нарушений здоровья растущего организма.

Мотивация - это внутреннее побуждение ребенка (подростка) к действию, направленному на удовлетворение появившейся потребности. Физиологический механизм мотивации можно представить таким образом: в организме детей под влиянием биологических импульсов первоначально активизируется память и определяется цель для удовлетворения возникающей потребности. В дальнейшем в головном мозге начинает доминировать центр возбуждения, привлекающий к себе импульсы различных рецепторов с образованием временной функциональной системы (по П.К. Анохину) для осуществления целенаправленного поведения.

Мотивация к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (реализация генетической программы здоровья), так и внешних (гигиеническое воспитание, социально-экономические условия, культура, традиции семьи и общества).

Существует жесткая иерархия удовлетворения потребностей. Без удовлетворения первичных биологических потребностей достижение остальных бывает малоэффективным, а порой воспринимается организмом как угроза или стресс, в результате которых происходит истощение адаптационных возможностей и разрушение самой системы, что  нередко является причиной  самоубийств  в подростковом возрасте.

К сожалению, мотивация у детей к формированию здоровья и здоровому образу жизни очень слабая. Она создается в результате определенного воспитательного  воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Ребенок, овладев определенными знаниями, убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем будет стремиться к выработке устойчивых  умений и навыков.   

Особо следует отметить большую роль гигиенического воспитания при формировании у детей мотивации к ЗОЖ.  Очень важно, чтобы на всех этапах  воспитания использовался единый подход, суть которого заключается в последовательности воспитательных действий и создании условий для достижения положительного эффекта в формировании такого образа жизни, который способствовал бы сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

В основу гигиенического воспитания  школьников должно быть заложено согласованное взаимодействие «семьи - образовательной организации  и  общества». Каждому учителю и каждому родителю необходимо быть достойным примером и активным участником  в охране собственного здоровья и здоровья окружающих. Ключевым моментом в цепи элементов, формирующих здоровье, является информированность и уровень санитарной культуры.

                                    Общие принципы формирования ЗОЖ: 1) единство и комплексный подход; 2) последовательность воспитательных действий (знание-убеждение-осознанное поведение); 3) учет доминирующих биосоциальных потребностей  и  критических возрастных периодов; 5)  доступность и достаточность информации.

                                    Гигиеническое воспитание населения - понятие комплексное и относится к области знаний междисциплинарного характера. С одной стороны, оно является специальной отраслью здравоохранения и медицинской науки, а с другой, входит в систему образования и воспитания, в первую очередь детского населения.

                                    В настоящее время многие специалисты занимаются  изучением образа жизни школьников. Однако ими проводится оценка отдельных составляющих образа жизни, таких как: физическое воспитание; наличие вредных привычек; характер питания и  др.

         Разработанная нами методика комплексной оценки образа жизни представляет собой совокупность конкретных методов и приемов, которые используются для оценки привычного образа жизни ребенка  (подростка)  с учетом возраста, критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма, доминирующих биологических и социальных потребностей растущего организма и индивидуальных особенностей развития детей и подростков. 

 Для оценки образа жизни обучающихся впервые нами предложена оценочная шкала и классификация вариантов образа жизни. В качестве классификационного признака взята сумма баллов и оценка жизнедеятельности по компонентам образа жизни, табл. 1.                                                                                                            Таблица 1

Классификация вариантов образа жизни

Интегральная оценка образа жизни

Оценка по сумме баллов

Оценка жизнедеятельности

по компонентам образа жизни

Здоровый образ жизни  (1 вариант)

30 – 34

Полное соответствие ЗОЖ

Образ жизни приближен к здоровому (II вариант)

35 – 44

Приближена к ЗОЖ

Образ жизни с риском для здоровья (III вариант)

45 – 59

Не соответствует ЗОЖ по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек

Образ жизни тревожный

(IV вариант)

60 – 74

Не соответствует ЗОЖ по 3 или 4 компонентам при наличии первых проб табакокурения и алкоголя

Образ жизни крайне тревожный

 (V вариант)

75 – 84

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек

Образ жизни опасный для здоровья  (VI вариант)

85 – 89

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки

Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и  уровню адаптационных возможностей организма школьников, который изучался методом анализа вариабельности сердечного ритма по показателю активности регуляторных систем  (ПАРС).   Данные исследований свидетельствуют о том, что в процессе обучения  от 1-го к 11-му классу в группах сравнения неуклонно снижается количество детей  с образом жизни «приближен к здоровому» (II вариант) и возрастает  «с риском для здоровья» (III вариант) от 30%  в 5-х до 36% в 11-х классах, p< 0.05. «Тревожный» образ жизни (IV-вариант), при котором имеют место пробы табакокурения и алкоголя, отмечен только в контрольных школах у учащихся  5, 9 и 11-х классов (от 10% в 5-х до 20% в 9-х и  25% в 11-х классах). «Крайне тревожный» образ жизни (V вариант) и «опасный» для здоровья (VI вариант)  в группах  сравнения методом анкетирования, не были выявлены.

         Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся (по ПАРС) за период 2012-2014гг. выявила положительную динамику в экспериментальных школах, в которых на 16% увеличилось  количество школьников с удовлетворительной адаптацией; снизилось количество детей с напряженной адаптацией на 9,1%; с неудовлетворительной адаптацией - осталось на прежнем уровне - 3%.

Со срывом адаптации не было зарегистрировано ни одного школьника.

         В контрольных школах  не отмечено достоверной положительной динамики уровня адаптационных возможностей организма учащихся.

Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь  между образом жизни и адаптационными возможностями организма (по ПАРС): в экспериментальных школах

r = 0,49 (p < 0,05),  в контрольных  r = 0,12 (p > 0,05).

Согласно Российскому законодательству основная роль в формировании здоровья и образа жизни детей принадлежит семье, где с раннего детства ребенок получает всевозможную  информацию, навыки жизненного поведения, познает мир, приобщается к спорту и трудовой деятельности. К сожалению, в последние годы роль семьи как воспитателя резко снижена. Основная причина – это постоянная занятость родителей, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями и т.п. В итоге получаем - отсутствие нравственных принципов и самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям, что  ведет не только к  кризису семьи, но и общества в целом. Вместе с тем, учитывая, что дети в период активного формирования здоровья длительное время находятся в образовательных учреждениях, то последние должны вторую половину ответственности за здоровье подрастающего поколения брать на себя. Для этого необходимо объединить опыт педагогической работы образовательного учреждения и воспитательной - семьи, направленный на воспитание и совершенствование личности ребенка.

 Проблема взаимоотношения педагогов и родителей, семьи и школы остаётся одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка. Школа, как никогда, нуждается в поддержке семьи и наоборот. Речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что проводимая в образовательных организациях работа по гигиеническому воспитанию детей, с соблюдением основных его принципов, дает положительные результаты и в формировании здоровья  детей, и в формировании мотивации к ЗОЖ.

Заключение

Формировать мотивацию к ЗОЖ необходимо с раннего детства на протяжении всей жизни. Однако приоритет следует отдавать критическим периодам в развитии детского организма, учитывая доминирующие биологические и социальные потребности.

Формирование ЗОЖ должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих. В дальнейшем школьники, используя средства мотивации (побуждения), приобретают навыки, вырабатывают привычки, осознанно изменяют себя и свое  поведение.

Общеобразовательные организации должны не только пропагандировать здоровый образ жизни, но и оказывать содействие и конкретную помощь всем участникам  образовательного и воспитательного процесса формировать у подрастающего поколения устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ. 2012.
  2. Федеральный закон  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. 2011.
  3. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей.  М.: РМАПО.  2011.  228 с.
  4. Сухарев А.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте.- М.: Школа здоровья. № 2 -2012. - С. 3 - 9.
  5. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А., Лукашова Ю.А. «Медико-социальная оценка образа жизни  школьников». Российский педиатрический журнал.-  № 3.  2014. С.37-40.
  6.  Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. «Методика оценки образа жизни школьников». М.: Журнал «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья».- № 3. - 2015 - С. 13-16.
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 74 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки